Сэр Алек Иссигонис за рулем пляжного автомобиля Wolseley Hornet или Riley Elf на мероприятии.

НА ВОЛНЕ УСПЕХА. ПЛЯЖНЫЕ АВТОМОБИЛИ MINI.

Они рождены на туманном Альбионе для расслабляющих поездок по пляжам всего мира: пляжные автомобили Mini 1960-х годов были поистине уникальны и отличались легким, почти воздушным дизайном, привлекавшим к себе всеобщее внимание на любом побережье. Узнайте больше об их производстве и их самых известных владельцах.
Пляжные автомобили Mini, вероятно, слишком горячие штучки. Вероятно, поэтому у них нет дверей. Но отставим шутки в сторону. На самом деле было много причин, по которым British Motor Corporation (BMC) – материнская компания Austin и Morris в то время - создала эти особенные Mini, которым суждено было вскружить голову всему миру. Одним из главных источников вдохновения стала серия пляжных автомобилей Fiat Jolly de Plage, созданная на базе Fiat 500 и 600 (среди прочих) по указанию главы концерна Fiat Джанни Аньелли. У этих маленьких автомобилей не было ни центральных стоек, ни окон, ни дверей, а сами они предназначались для клиентов, нуждавшихся в небольшом удобном пляжном автомобиле, который мог бы разместиться на яхте. Среди самых известных владельцев таких автомобилей были Генри Форд, Джон Уэйн и Грейс Келли.
Крупный план боковой части Mini 1000 Mr. Bean.

Разумеется, потенциальными покупателями таких автомобилей были также роскошные отели и гольф-клубы в тех странах, где дождь - явление совсем не частое. Вскоре появилось множество различных пляжных автомобилей, созданных не только компанией Fiat, но другими – например, Renault. 

Но это не единственная причина, по которой эти автомобили представляли интерес для BMC. Компании были необходимы привлекательные и необычные автомобили, чтобы вызвать интерес к бренду в Соединенных Штатах. И пляжные автомобили Mini казались идеально пригодными для этой цели, причем настолько, что отделение BMC в Сан-Франциско даже организовало уникальную гонку на этих машинах с участием таких гонщиков, как Стирлинг Мосс, Хуан Мануэль Фанго и Педро Родригес. Хотя это вызвало определенный интерес со стороны СМИ, гонка оказалась опаснее, чем можно было бы подумать – некоторые автомобили перевернулись и сошли с дистанции.

Несмотря на то, что эти автомобили можно было бы рассматривать как игрушки для богатых, для их создания имелись очень веские маркетинговые и коммерческие аргументы. В итоге экспериментальный отдел компании BMC в Лонгбридже получил задание на их разработку. Они были созданы в период с декабря 1961 года по март 1962 года. По-видимому, BMC рассматривала возможность производства автомобилей на заказ, но до этого дело не дошло. Позднее их место занял Mini Moke, производство которого началось в 1964 году.

Фото эмблемы и приборной панели Mini 1000 Mr. Bean.

Сколько всего было создано этих автомобилей - вопрос спорный, большинство сходится во мнении, что их было менее 20. Производственная статистика Лонгбриджа показывает, что с 1961 по 1962 год было выпущено 14 пляжных автомобилей – все с левым рулем. Также был выпущен особый коричневый автомобиль с правым рулем, который был передан Елизавете II, ездившей на нем в Виндзорском замке. Также важно отметить, что не все пляжные Mini были изготовлены на базе обычных Mini. Известно, что по крайней мере один пляжный Mini был создан на базе Wolseley Hornet или Riley Elf, более роскошных версий Mini трехобъемного дизайна, получивших прозвище «Mini с багажником». Алека Иссигониса даже засняли за рулем одного из этих автомобилей на предварительном показе Mini Cooper для прессы на испытательном треке Чобэм (ныне Лонгкросс) в июле 1961 года. Таким образом, можно с высокой долей уверенности сказать, что как минимум 16 пляжных Mini были выпущены компанией BMC, однако кузовное ателье Pavesi из Милана также создавало пляжные автомобили на базе Mini для конкретных клиентов, которые могли кататься на них по Ривьере.

Хотя создатель оригинального Mini одобрил дизайн этих автомобилей, он не был связан с ними напрямую. Вместо него проектом занимался главный дизайнер BMC Дик Бурзи, итальянец по происхождению, создавший легкую крышу без центральных стоек. Первоначально у автомобиля не должно было быть крыши, а лишь брезент, который можно было натягивать и снимать и по мере необходимости. Однако от этой идеи отказались в пользу более жесткой конструкции.

Отсутствие дверей придавало автомобилю легкость и обеспечивало беспрепятственное движение воздуха. Автомобиль также получил хромированные ручки, в том числе и на передней панели, которые облегчали доступ в салон и – по крайней мере в первоначальном варианте – плетеные сиденья. Это решение использовалось также в Fiat Jolly.

dam Image
Бурзи также добавил автомобилю несколько других хромированных элементов, но в остальном пляжный Mini, по сути, остался обычным Mini. Важно отметить, что «багги Ривьеры» – так люди называли пляжные автомобили Mini – не были полностью унифицированы. В некоторых версиях отсутствуют часть хромированных элементов Бурзи, а в других нет плетеных кресел. На самом деле найти сохранившийся пляжный автомобиль Mini довольно сложно. Некоторые из них прошли восстановление и реставрацию, а один был продан в 2019 году на аукционе за 230 000 долларов США. Интересно, как бы все сложилось, если бы пляжные автомобили Mini стали постоянной частью модельного ряда Mini.