ЗДЕСЬ СОЗДАЮТСЯ КУЛЬТОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

ЗДЕСЬ СОЗДАЮТСЯ КУЛЬТОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Завод MINI в Оксфорде является не просто автомобилестроительным предприятием, но еще и лабораторией будущего. Каждый день здесь с конвейера сходят до 1000 автомобилей – благодаря современным роботизированным системам. Давайте нанесем сюда визит.

После 10 утра инженер Гари Роу в черно-зеленой куртке надевает защитные очки и, как всегда, готовится войти в «Парк юрского периода». «Будет интересно», – говорит он с широкой улыбкой, открывая дверь в производственный цех. Здесь пахнет плавленым металлом, а воздух наполнен летящими искрами и какофонией звуков – гудением, звоном, стуком и шипением. В этом большом помещении оранжевые стальные руки двигаются за высокими металлическими перегородками, напоминая животных в загоне. С поразительной точностью автоматические роботы собирают MINI, хватая различные детали и затем прикручивая, припаивая или приваривая их к серебристому не окрашенному каркасу. Своим внешним видом они напоминают гибрид терминатора и тираннозавра – именно этим объясняется название места их работы.

Роу работает на заводе MINI в Оксфорде, одном из старейших и наиболее современных автомобилестроительных предприятий в Великобритании. Здесь занято около 4500 сотрудников, которые участвуют в создании культового и очень британского автомобиля в очень британском месте - в Оксфорде, городе, в котором находится старейший университет в англоговорящем мире, снимались фильмы о Гарри Поттере и который – по мнению фанатов – является образцом английской идиллии. Завод находится в Коули, в непосредственной близости от города.

В день здесь выпускается около 1000 автомобилей: трехдверные и пятидверные хэтчбеки MINI, MINI Clubman, MINI Electric, а также уже полностью распроданная ограниченная серия из 3000 MINI John Cooper Works GP. Благодаря автоматизации производственный процесс занимает всего 22 часа – от поступления материалов до выпуска автомобиля с завода. «Я – перфекционист, и мне нравится налаживать машины так, чтобы они идеально делали свою работу», – говорит Роу, который отвечает за обслуживание роботов и контроль качества. 53-летний Роу считает, что его работа стала более сложной, но при этом и более интересной по сравнению с тем, что было в компании Rover, когда он начал в ней работать добрые 30 лет тому назад. Но главное, что без людей MINI не было бы.

Оксфорд
Оксфорд

«СЕЙЧАС У НАС ЕСТЬ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ. А ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СДЕЛАЛ РАБОТУ МАШИН БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ».

Именно это доказывают сейчас люди, работающие в расположенном рядом лакокрасочном цехе. Здесь кузова после недавно выполненной пайки и сварки отправляются на мойку, затем окрашиваются и проходят проверку качества. Инженер Питер Пиннок (50 лет) – большой человек с широкой улыбкой на лице, которую даже не омрачают шутки его коллег из-за того, что Manchester United выбил его любимую футбольную команду Aston Villa из кубка. Пиннок ведет нас через лабиринт стальных лестниц, туннелей и шлюзов. В воздухе ощущается сырость; расположенные между помещениями воздушные пушки выдувают пыль из волос и одежды людей. За окнами кузова автомобилей погружаются в глубокие ванны для очистки перед нанесением лакокрасочного покрытия – Midnight Black, Solaris Orange, Moonwalk Grey или как там они еще называются. У покупателей есть выбор из 14 цветов и еще двух контрастных цветов крыши. Свежеокрашенные кузова затем попадают под яркий свет, позволяющий провести финальную проверку качества– процедуру, в которой решающее значение имеют глаза человека. Коллега Пиннока что-то увидела и указывает на малюсенький выступ размером едва ли больше спичечной головки на только что нанесенном покрытии цвета Pepper White. После этого она проводит по этому месту электрической полировочной щеткой и делает поверхность идеально ровной.

MINI и его цвета – это отдельная история. Дизайнер моды Пол Смит украсил свою модель знаменитыми цветными полосками в стиле зебры. Специальный агент Остин Пауэрс в исполнении комика Майка Майерса ездил на MINI с английским флагом, а гитарист Beatles Джордж Харрисон владел красно-золотистым Cooper S, украшенным психоделическими цветами. Специалист по окраске Питер Пиннлок предпочитает простые варианты: «Для меня нет ничего лучше традиционного British Racing Green II». Хотя его привлекают также бордовый и небесно-голубой – цвета Aston Villa. Оксфорд – это синоним не только истории и традиций, но и исследований и инноваций. Двум последним уделяется особое внимание на заводе MINI, который начал выпускать автомобили в 1913 году. Завод был основан талантливым предпринимателем Уильямом Моррисом и стал сердцем будущей производственной империи. Именно здесь Моррис использовал идею Генри Форда и организовал конвейерную сборку легендарного Morris Minor для массового рынка. 26 августа 1959 года компания British Motor Corporation – владевшая в то время Morris Motors – выпустила новый компактный автомобиль: Morris MINI Minor. История о том, как Алек Иссигонис набросал дизайн MINI на салфетке – это легенда, но нет никакого сомнения в том, что концепт MINI был революционным: компактный автомобиль с большим внутренним пространством, который не расходовал много топлива и был недорогим. В наши дни три завода в Англии вносят свой вклад в производство MINI. Большинство двигателей поступают из Хэмс Холла вблизи Бирмингема, а кузовные детали производятся в Суиндоне на юго-западе. Завод в Оксфорде делает кузова, окрашивает их и осуществляет финальную сборку.

Оксфорд

Производство маленького культового автомобиля MINI на заводе в Оксфорде ведется при активном участии роботов. В центре качества и проектирования Анни Мерсер проверяет соответствие готовых автомобилей заявленной спецификации. Одновременно шустрый городской автомобиль приобретает свой окончательный спортивный вид в дымке краски лакокрасочного цеха.

Выпуск первого электрического MINI на заводе в Оксфорде является очередной важной вехой в истории компании. Классические треки Classic Pet Shop Boys и The Who звучат из динамиков в сборочном цехе, когда механики на конвейере используют краны для установки громоздкой батареи электрического MINI в кузов автомобиля. Марк Скиннер внимательно следит за процессом, а затем касается своего планшета. Он выглядит довольным. 42-летний инженер с рыжеватой трехдневной щетиной работает здесь старшим технологом, и он доволен, что все идет нормально. Совсем недавно он успешно завершил то, что, возможно, было самой сложной задачей за всю его карьеру: ему было необходимо создать условия для сборки на одной производственной линии бензиновых и электрических автомобилей. «Это технический высший пилотаж, которым мы все можем гордиться», – говорит он. Обеспечить сборку из совершенно разных компонентов в рамках одного производственного процесса – над этой задачей Скиннер и его коллеги работали месяцами. Теперь здесь каждый день выпускаются 100 электрических MIN, а вскоре ожидается резкий рост их количества.

Как старший технолог инженер Марк Скиннер отвечает за безупречное согласование всех этапов производства всех моделей. И только когда все станет идеальным вплоть до последней детали, автомобили смогут выехать на свежий воздух заводской стоянки.

Скиннер владеет двумя GP, на которых он иногда любит погонять на самом пределе. Весной 2020 года он выехал на них на гоночную трассу в Мидлендс, центральной части Англии. Но что человек с бензином в крови думает о беспилотных электромобилях с мультимедийной системой, развлекающей пассажиров во время спокойной бесшумной поездки? «Бензиновые автомобили исчезнут, но я не вижу причин для сожаления, – говорит Скиннер. – Ведь это так здорово, участвовать в формировании будущего автомобильного производства». Для MINI это будет динамичная гонка в будущее. 29-летняя Анни Мерсер согласна с ним. Она работает техником в QEC, центре качества и проектирования. В своем офисе она использует специальные камеры для съемки компонентов и проверки их размеров на соответствие конструкции автомобиля. Пока полностью электрический MINI тестировался в рамках пилотной серии, она делала 3D-сканы двигателя. «Техника всегда привлекала меня, и я хотела создавать вещи своими руками, но теперь я вынуждена больше времени проводить за компьютером», – говорит она, улыбаясь. Иногда у нее возникает такое чувство, что она работает в лаборатории будущего. Например, для отладки процессов сборки автомобилей уже давно используются методы виртуальной реальности. Совещания с поставщиками и коллегами из BMW также проходят в виртуальном мире. Кто знает, возможно, когда-нибудь мы будем делать здесь летающие MINI, которые будут похожи на космические корабли», – говорит Мерсер.

Оксфорд

«ВОЗМОЖНО, КОГДА-НИБУДЬ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ЗДЕСЬ ЛЕТАЮЩИЕ MINI».

Уже поздний вечер, и на заводской стоянке аккуратными рядами выстроились сотни новых автомобилей. Через лобовые стекла видны листы бумаги с указанием мест их назначения: один GP отправляется в Швецию, Clubman – на Филиппины, а трехдверный хэтчбек – в Гонконг. Затем мы слышим громкий шум, и на заводскую станцию въезжает грузовой состав. Дважды в день он вывозит автомобили к парому в Саутгемптоне и в Пурфлит; отсюда их путешествие продолжается в 110 различных стран по всему миру. Глядя на новые автомобили, 69-летний Джон Кэнвин испытывает ностальгические чувства. С ореолом седых волос на голове и характерным английским акцентом он скорее напоминает профессора. В 16 лет он уже ездил на кремовом седане 840 по неровным дорогам фермы своих родителей в Соммерсете. Позднее он работал инженером в Peugeot. По сей день его любовь к автомобилям остается такой сильной, что вместо наслаждения пенсией он работает гидом на заводе. «MINI – это бесклассовый автомобиль. На нем ездят и миллионеры, и новички, – говорит Кэнвин. – Этот автомобиль является воплощением удовольствия от вождения и индивидуальности, потому что Вы можете привести любую модель в соответствие со своими потребностями». Другими словами, это уникальный автомобиль, созданный для массового рынка. Кэнвин считает его символом чего-то очень английского, по сути, но при этом соответствующего новому времени: индивидуальности и личной свободы с легким налетом эксцентричности. Кэнвин проводит для своих гостей вечернюю экскурсию в царстве роботов. Путешествие в «Парк юрского периода» становится одновременно началом и кульминационным пунктом паломничества в Оксфорд.