1

«МЫ ЗАБОТИМСЯ О НАШИХ СООБЩЕСТВАХ И ПЛАНЕТЕ».

Одни любят, другие ненавидят – езда на велосипеде, особенно в городе, вызывает противоречивые мнения. Среди людей, которые не могут жить без велосипеда, – Шабазз Стюарт. В 2017 году он основал в Бруклине стартап Oonee, специализирующийся на велосипедных парковках и разрабатывающий специальные модули для безопасного хранения велосипедов и самокатов.

Шабазз Стюарт «заболел» велосипедами в колледже. Он начал повсюду ездить на велосипеде, но вскоре понял, что этот вид транспорта оказывается неудобным из-за отсутствия вспомогательной инфраструктуры, необходимой, например, в том случае, если спустила шина. Что еще хуже, его велосипед украли, потом снова, и снова, и снова. После кражи третьего велосипеда за пять лет Стюарт решил что-то предпринять. Это было началом Oonee. Мы встретились со Стюартом, чтобы узнать, как именно создавался Oonee, почему этот стартап так необходим в городе и насколько он близок к достижению своих целей.

dam Image
В 2021 году Шабазз Стюарт присоединился к URBAN-X. За четыре года до этого он основал Oonee, сеть на основе интеллектуальной инфраструктуры, которая поддерживает микромобильность, предоставляя безопасные парковочные места для самокатов и велосипедов в Нью-Йорке.

Шабазз, в чем суть Oonee?

В большинстве городов западного мира велосипеды сегодня рассматриваются как реальный вид транспорта. Но никто не говорит о ключевой проблеме: зачастую эти велосипеды негде оставить. Вполне понятно, что если Ваш велосипед украли, Вы не можете им пользоваться. После того как мой велосипед украли в третий раз, я был очень расстроен. Сначала мы подумали: давайте создадим приложение, которое объединит людей, имеющих комнаты для велосипедов, гаражи или парковочные места, где также можно хранить двухколесную технику. Но после нескольких месяцев изучения этого вопроса мы поняли: мест для парковки велосипедов нет! Поэтому мы работаем над созданием инфраструктуры следующего поколения, которая обеспечит возможность парковки велосипедов и самокатов в городах. С точки зрения изменения климата, 30% всех выбросов приходится на автомобили. Но здесь, в Нью-Йорке, около 50% наших поездок на автомобиле составляют менее трех миль. Их прекрасно можно заменить пешими прогулками, поездками на общественном транспорте, а также на велосипедах и других средствах микромобильности. Но велосипеды и микромобильность могут быть конкурентоспособными, только если мы придумаем, как решить вопрос с парковкой. Никто не собирается покупать электрический велосипед за несколько тысяч долларов и оставлять его ночью на улице. И никто не собирается тащить его по лестнице в свою квартиру. 

Каково же решение?

Решение очевидное, но трудное. Мы должны иметь удобные, простые в использовании парковки, отвечающие стандартам 21 века. Они должны быть хорошо спроектированы, потому что если мы собираемся работать в таких местах, как центр Манхэттена, они должны хорошо выглядеть. Они должны быть автоматизированы и работать круглосуточно. Владельцы недвижимости и городские власти не хотят брать на себя еще одно бремя, поэтому управлять парковками придется нам. И при этом не отягощать велосипедистов дополнительными проблемами. Около шести месяцев мы просто выслушивали людей, а потом придумали концепцию первого модуля. Внутри каждого модуля можно хранить велосипеды, а снаружи располагаются удобства для общественного пользования, например, скамейки. Мы работаем с городами и владельцами частной собственности, и мы не взимаем плату с велосипедистов за использование модуля. Деньги приносят нам спонсорство и реклама. В перспективе наши парковки будут полностью сопряжены с цифровыми сервисами, позволяющими пользователям планировать ремонт, техническое обслуживание, зарядку электровелосипедов и другие действия, пока их велосипеды припаркованы в модуле.

dam Image

Вы сравнили езду на велосипеде в Нью-Йорке с Диким Западом. Почему?

Это похоже на Дикий Запад тем, что Вы предоставлены сами себе. Если Вы едете в общественном транспорте, и он ломается, то Вам есть кому позвонить. Есть водитель, есть инженер, есть мобильный сервис. Если Вы едете на машине, и она сломалась, Вы можете позвонить в свою страховую компанию или Американскую автомобильную ассоциацию. Есть приложения, показывающие, где можно заправиться, и указатели, подсказывающие, где найти парковку. Все это облегчает нашу мобильность, и мы уже привыкли к этому. Для велосипедистов всего этого нет. Если у Вас спустило колесо, Вам придется самому искать мастерскую. Вам придется тащить туда свой велосипед. Мастерская может быть открыта, а может и нет. Если Вы находитесь в нескольких милях от нее, Вам не повезло. Что же делать? Может быть, позвонить другу и попросить его забрать Вас. Не существует экосистемы услуг, призванных сделать передвижение на велосипеде надежным и удобным. В этом смысле это похоже на Дикий Запад – место, где каждый сам за себя. Это не нравится подавляющему большинству людей. Если мы хотим привлечь людей к поездкам на велосипедах, то мы должны сделать эти поездки гораздо более похожим на поездки на автомобиле или общественном транспорте.

Вы хотите, чтобы 25% всех поездок в городах совершались на велосипедах и самокатах. Какое влияние это окажет?

По данным Департамента транспорта (DOT), количество поездок на велосипедах и самокатах в Нью-Йорке сейчас составляет около 2,5%. Я думаю, что это заниженная цифра, но так утверждает DOT. Мы знаем, что 30% выбросов в городах приходится на транспортные средства. Предположим, что половину этих поездок на автомобилях Вы перенесете на велосипеды. Тогда мы получим 50-процентное сокращение выбросов в городах. 

Как идут дела у Oonee?

В настоящее время у нас есть два действующих модуля – в Нью-Йорке и Джерси-Сити. И мы только что объявили об установке дополнительных 30 станций в Джерси-Сити. Мы также объявили о партнерстве в Лос-Анджелесе, Майами, Филадельфии и Детройте. При этом нашей компании всего пять лет! В настоящее время наша главная проблема заключается в том, что нам нужно привлечь деньги. Мы – бизнес, принадлежащий людям с черным и коричневым цветом кожи. От таких людей, как я, не ожидают ничего подобного. Начинающий предприниматель, черный парень из Бруклина. Мы надеемся получить до 3,5 миллионов долларов. Это скромная сумма на рынке капитала. Но для нас это было бы решающим фактором. Хорошая новость в том, что мы можем сказать то, что не могут другие. Я кричу об этом во всеуслышание: у нас положительный доход! Наши два модуля заработали в 2021 году 200 000 долларов. Это неслыханно для мобильности! Мы кричим: это работает! Все, что нам нужно сделать, это расширить масштабы. Спрос есть. Города говорят: нам это надо. 50% наших пользователей – небелые. 25% – с доходом ниже среднего. Мы делаем нужное дело, для всех. Всем это нравится. Теперь нам нужно заставить инвесторов полюбить нас.

dam Image

«НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЭКОСИСТЕМЫ УСЛУГ, ПРИЗВАННЫХ СДЕЛАТЬ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ НАДЕЖНЫМ И УДОБНЫМ. В ЭТОМ СМЫСЛЕ ЭТО ПОХОЖЕ НА ДИКИЙ ЗАПАД»

dam Image
Шабазз Стюарт знает, насколько важны безопасные парковочные места для велосипедов и самокатов. Но важно и другое – положительное влияние велосипеда на климат.

Как помогло Вам присоединение к URBAN-X?

Для нас это была трансформация. У нас появился совершенно новый продукт под названием Oonee Mini, который предназначен для восьми велосипедов и достаточно мал, чтобы поместиться на парковочном месте жилой улицы. Мы бы не смогли разработать его без интеллектуального ноу-хау и опыта, которые предоставила команда URBAN-X. И хотя программа завершена, мы все еще работаем со специалистами URBAN-X над модернизацией и индивидуализацией нашего продукта.

Что Oonee планирует делать дальше?

Мы широко думаем обо всех дополнительных преимуществах, которые наша инфраструктура может обеспечить в городе. В некоторых случаях это может означать в первую очередь безопасную парковку и зарядку велосипедов, но в других случаях жители могут сказать: «Да, нам нужна парковка для велосипедов, но нам также нужна подсобка для мусора или столовая на открытом воздухе... Можно ли объединить эти два варианта?». Нам часто задают такие вопросы, и мы активно думаем о том, как включить другие возможности в наши проекты. Использование земли в больших городах – непростая задача: одним нужна парковка для велосипедов, другим – торговые площади или склады. Если заниматься бизнесом и ставить перед собой сразу несколько приоритетов, то это позволит расти гораздо быстрее. Я думаю, что потенциальные возможности могут оказаться очень интересными для развития дела.

В чем Вы видите свою задачу?

Мы можем использовать творческие механизмы финансирования для обеспечения сообществ универсальной и широкой инфраструктурой, которая решает реальные проблемы. Речь идет о том, как мы можем извлечь максимальную пользу из окружающей нас среды и как мы можем сделать это таким образом, чтобы на первом месте были люди. Oonee всегда стремился найти способ привести бизнес в соответствие с этими целями. Мы убеждены, что эта формула откроет следующую великую страницу в истории предпринимательства и оставит наследие, которым мы все сможем гордиться.

Какие изменения Вы хотели бы видеть в мире?

Наша главная задача не как предпринимателей, а как людей заключается в том, чтобы выступать в роли хранителей мира для следующих поколений. Мы заботимся о наших городах и планете. Я думаю, мы забыли, что мир будет существовать еще долго после того, как мы уйдем. Мы должны быть в состоянии дать нашим детям и внукам ответ на вопрос: «Почему вы это сделали?» Я надеюсь, что наши внуки и правнуки смогут смотреть на наше поколение и гордиться им. В их мире будет царить равноправие и климатическая справедливость. В нем не будет миллионов, если не миллиардов беженцев, потому что их дома разрушены из-за отсутствия дождей или же, наоборот, сильных ливней и наводнений.

Как выглядит мир, в котором Вы хотели бы жить?

Это мир, где каждый может быть счастлив. Мы редко говорим о счастье, но я хочу жить в мире, где мы все вместе сможем быть счастливыми и передать это ощущение нашим детям. Сейчас мы живем в мире, где большой процент людей говорит: «Я буду счастлив», но мы идем к этой цели не только за счет наших братьев и сестер в других частях света, но и за счет тех, кто придет после нас. Я надеюсь, что мы сможем изменить курс, и что работа, которую мы делаем, является небольшой частью этого.

dam Image
dam Image
В течение примерно шести месяцев Шабазз и его команда выслушивали людей и изучали их потребности, а затем придумали концепцию первого модуля.

ЧТО ЭТО ЗА КОМПАНИЯ?

Oonee предлагает решения для хранения велосипедов и самокатов. Стартап по созданию велосипедных парковок разработал индивидуализируемые модули, которые предлагают парковку для велосипедов внутри, а снаружи такие места для общего пользования, как скамейки. Каждый модуль может быть собран менее чем за один день из комплекта, состоящего более чем из 150 деталей, а также иметь различные размеры, формы и цвета. Внутренние помещения оснащены камерами наблюдения и освещением. Поскольку эксплуатация модулей финансируется за счет рекламы, владельцы велосипедов и самокатов могут пользоваться ими бесплатно. Кроме того, цифровая платформа связывает пользователей с целым рядом сервисов, включая техническое обслуживание, срочный ремонт и продажу аксессуаров. Стартап Oonee был частью когорты 9 URBAN-X в 2021 году.

ПОЧЕМУ БЫЛ ОСНОВАН СТАРТАП?

Изменение климата и пробки на дорогах угрожают жизни в городах. Многие города хотят пересадить людей с автомобилей на велосипеды и самокаты. Но подавляющее большинство велосипедистов в США не имеют доступа к безопасным парковкам и местам хранения. Исследования, проведенные в Нью-Йорке, показывают, что на каждые 116 велосипедов приходится только одно парковочное место. В результате более половины всех городских велосипедистов сталкивались с кражей велосипедов. По мнению Oonee, отсутствие надежных парковок является одной из основных причин, по которым люди предпочитают не ездить на велосипеде в городе.

ГДЕ НАХОДИТСЯ ГОЛОВНОЙ ОФИС?

Компания Oonee работает в Бруклине, Нью-Йорк.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ?

Oonee в переводе с японского означает «морской еж». «Ежи бывают всех форм, цветов и размеров. Это податливые существа, которые могут жить в разных средах – под водой, над водой, в соленой или пресной воде, – говорит Стюарт. – Это напоминает то, что мы пытаемся сделать с велосипедной инфраструктурой».

ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? Нажмите здесь.

dam Image

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ URBAN-X.

URBAN-X – это платформа для предпринимателей, переосмысливающих городскую жизнь. Созданный MINI в 2016 году акселератор URBAN-X помогает стартапам в создании смелых технологических решений для устойчивого развития планеты. Выходя за рамки традиционных программ стартап-инкубаторов, URBAN-X предоставляет предпринимателям индивидуальную специализированную поддержку, обеспечивая ускоренный рост и успешное развитие деятельности для нового поколения инноваторов, ориентированных на защиту климата и совершенствование городской жизни. В основе платформы URBAN-X лежат проектные и конструкторские ресурсы мирового уровня, крупнейший в секторе инвестиционный капитал, доступ к инвесторам, законодателям, корпоративным стратегиям и конечным потребителям по всему миру, а также первоклассный образовательный контент для глобальной сети предпринимателей.

URBAN-X предлагает индивидуально разработанные программы для достижения соответствия продукта рынку, включающие в себя серию интенсивных и захватывающих мероприятий – как в виртуальном формате, так и в нашей штаб-квартире в здании New Lab в Бруклине, Нью-Йорк.

URBAN-X тесно сотрудничает с BMW iVentures и BMW Startup Garage, предоставляя командам при необходимости доступ к внутренним ресурсам. Если Вы хотите узнать больше об URBAN-X, нажмите здесь.