Средство управления вашим разрешением на использование cookie-файлов временно недоступно, из-за чего некоторые функции, требующие вашего согласия на использование cookie-файлов, могут не работать.
ЗЕЛЕНЫЙ РАЙ.
ЕДИНЕНИЕ ПРИРОДЫ И ГОРОДА.
Отправляясь в поездку с Фоллейном на электрическом MINI, мы беседуем об истории города-государства. Совершенно очевидно, что связь между людьми и природой заложена в гены Сингапура. Вскоре после того, как Сингапур стал независимой страной в 1965 году, его первый премьер-министр Ли Куан Ю выступил с инициативой превратить Сингапур в «город-сад». Он намеревался поощрять иностранные инвестиции и меры воздействия на климат в тропической стране. Хотя были высажены миллионы деревьев и созданы обширные зеленые зоны, в течение долгого времени динамичный рост Сингапура предусматривал в первую очередь реализацию гигантских строительных проектов и формирование новых районов, некоторые из которых располагались на земле, отвоеванной у моря.
Первая смена парадигмы началась в 1990-х годах, когда идея «города-сада» превратилась в идею «города в саду». Новые небоскребы должны были быть более экологичными. «Живые фасады» все больше характеризовали городской пейзаж, ресурсосберегающая эксплуатация становится обязательной. Также были разбиты новые парки. С 2019 года город использует еще один новый подход. Теперь, когда повышение температуры и изменение климата больше нельзя игнорировать, Сингапур планирует превратиться в «город природы» и стать климатически нейтральным всего через несколько лет. Поэтому в городе разработали и приняли «Зеленый план 2030», в котором определены этапы этого процесса. Они включают в себя высадку еще одного миллиона деревьев, резкое сокращение потребления энергии и воды, а также рекультивацию неиспользуемых земель. Снова вернуть жизнь природе – именно этот принцип характеризует парк Бишан-Анг Мо Кио, один из показательных проектов Сингапура, который был реализован архитекторами Ramboll Studio Dreiseitl, куда Фоллейн сейчас везет нас на MINI.
САДЫ У ЗАЛИВА – ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧНОГО СИНГАПУРА.
Здесь, среди многоэтажных монолитных зданий с доступными квартирами, уютно расположился зеленый оазис площадью 65 гектаров. Его живительным центром является река. Кажется, что она органично сформировалась с течением времени, но на самом деле это возвращенный в природную среду бетонный ирригационный канал, который был создан десять лет назад для противодействия наводнениям и обеспечения большего биоразнообразия. И действительно, с тех пор, как канал стал частью местной природной среды, здесь поселились многие виды животных и растений. Пурпурная цапля сидит на скале в ожидании добычи, мимо проплывают черепахи. Но самое главное, по словам Фоллейна, это то, что парк стал любимым, живым, омолаживающим местом для живущих рядом людей. Сегодня этот район считается образцовым примером организации жизни рядом с природой в густонаселенном городском районе, что особенно важно для архитектора: «Парк Бишан доказывает, что интеграция природы может повысить качество жизни, обеспечить экологически чистое развитие и всестороннее процветание».
На первый взгляд – банальная фраза, но это совсем не так, если знать, что более пятнадцати миллионов гостей (до пандемии коронавируса) ежегодно приезжают в этот и без того переполненный город с населением шесть миллионов человек. В основном они видят экологические усилия Сингапура на примере Садов у залива, которые являются центром притяжения туристов и одновременно огромной природоохранной лабораторией. Полуостров, на котором расположены Сады, был восстановлен исключительно для создания этой рекреационной зоны. Направляясь туда в MINI, мы уже издалека могли видеть знаменитые достопримечательности – так называемые супердеревья. Эти 18 стальных «деревьев», самые высокие из которых достигают высоты 50 метров, образуют основу парка. По их «стволам» взбираются сотни тысяч растений. Эддисон Го, 46-летний стройный человек с острым взором, выполняющий обязанности директора парка по технологиям и экологии, подводит нас к подвесной тропе, проложенной на высоте 22 метра и соединяющей два супердерева. Отсюда открывается удивительный вид практически на всю территорию парка, включая две охлаждаемые оранжереи, которые возвышаются над парком, как гигантские стеклянные черепахи. «Сады задуманы не только как зона отдыха; они также являются важным элементом экологической стратегии развития Сингапура, – объясняет Го и указывает на зеленые и пурпурные верхушки стальных деревьев. Например, с помощью супердеревьев мы демонстрируем, как умные технологии могут имитировать природу. Некоторые из них оснащены солнечными батареями. У нас также есть установка по производству возобновляемой энергии, используемой для систем охлаждения в оранжереях. Для этого в установке сжигаются опавшие листья и сорняки, собранные как в садах, так и в окрестностях Сингапура».
ФЕРМЫ НА КРЫШАХ КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДАХ.
Страстная увлеченность своим делом как движущая сила экологических трансформаций. Это относится и к модельерам Джин Ли и Тамиру Нив, которых мы посетили в их светлом и просторном флагманском магазине в торговом центре. В 2011 году сингапурско-израильская пара запустила свой собственный бренд GINLEE Studio, который специализируется на ресурсосберегающей моде и поэтому идеально соответствует сингапурскому видению будущего, по-своему уникальному. «Мы намеренно используем прочные материалы и классические фасоны, которые никогда не выходят из моды, – говорит 44-летняя Джин. – Наши вещи не предназначены для того, чтобы быть выброшенными всего через нескольких месяцев носки». Это предметы «медленной моды». Однако в их идее экологичной моды есть еще один важный элемент – фирменный плиссированный узор, который впечатывается в текстиль с помощью парового пресса. Как это связано с экологией? Все просто: в мастерской флагманского магазина покупатели могут сами участвовать в процессе дизайна и создавать индивидуальные блузки или сумки, выбирая цвет ткани и нанося логотипы. По словам 40-летнего Тамира, за этим кроется важная мысль: «Если вы принимали участие в создании своей одежды, вы будете больше ценить ее и лучше заботиться о ней».
Наша поездка на MINI Cooper SE заканчивается, когда солнце прячется за городской линией Сингапура. Маленький зеленый бунтарь теперь может отдохнуть и пополнить запас энергии в одном из многочисленных городских пунктов зарядки для электромобилей. В городе, который является образцом экологической политики для многих густонаселенных агломераций мира, мы встретили множество интересных людей, демонстрирующих смелые идеи и новаторский дух. Мы поняли, что, хотя забота об экологии и зависит от конкретного места, все же именно живущие там люди решают, какова должна быть их роль и что они должны делать – не только до 2030 года, но и в более отдаленном будущем.