Слева – тропический цветок, справа – MINI Cooper SE в Садах у залива, знаменитой достопримечательности Сингапура

ЗЕЛЕНЫЙ РАЙ.

Если говорить об экологии, то Сингапур уже сейчас является одним из мировых лидеров, но он хочет большего – стать к 2030 году практически климатически нейтральным «городом природы». Мы встретились с людьми, которые каждый день работают над достижением этой цели.
A collage consisting of three pictures: on the left a MINI Cooper SE in front of a vertical living facade, in the middle architect Yann Follain at the Hotel Parkroyal Collection Pickering, on the right skyscrapers in Singapore.
Городские джунгли: даже в столице передовой экологии Сингапуре до сих пор не раскрыт весь потенциал вертикальных «живых фасадов» на небоскребах (справа). Зеленые стены теперь являются обязательным требованием для всех новых зданий (слева). Архитектор Ян Фоллейн подчеркивает, что в городах, где природа интегрирована в стратегию развития, отмечается более высокий уровень качества жизни.
Слева – пляж и море, справа – пышная зелень тропических растений. А между ними наш MINI Cooper SE едет к центру города по широкому шоссе. В Сингапуре, островном городе-государстве площадью всего 730 квадратных километров, проживает почти пять с половиной миллионов человек. Сингапур, самая маленькая по площади страна Азии, многолюден, но в то же время невероятно зелен: треть Сингапура покрыта парками и городскими лесами; кажется, что они простираются до самого центра города. Через большой панорамный люк нашего электрического MINI зеленого цвета Rebel Green, идеально подходящего для Сингапура, мы смотрим на густые верхушки деревьев; висячие сады подобно зеленым одеждам прикрывают фасады небоскребов. Однако город-государство намерен пойти дальше: к 2030 году он не только хочет приобрести более зеленый облик, чем любой другой город-миллионник, но и первым в мире стать почти климатически нейтральным. Что это – фантастика или реальность?

ЕДИНЕНИЕ ПРИРОДЫ И ГОРОДА.

Одним из тех, кто может объяснить, как Сингапур намерен достичь своего «зеленого чуда», является архитектор Ян Фоллейн. Мы встретились с 43-летним архитектором в Parkroyal Collection Pickering, роскошном отеле с зелеными террасами, вьющимися растениями, спускающимися в фойе подобно водопадам, а также с пальмами и папоротниками на полу. Фоллейн, высокий, энергичный, с впечатляющей гривой вьющихся волос, восхищается подобной архитектурой, но его собственная отличается от давно ставших культовыми сингапурских небоскребов и отелей в виде дворцов. Компания Фоллейна WY-TO в основном разрабатывает стратегии проектов искусственной среды различных масштабов. В подходе, ориентированном на взаимосвязь человека и места его проживания, главное внимание уделяется природе, которая выступает в качестве связующего звена, обеспечивающего оптимизацию социальных ценностей. «По мере развития городов мать-природа должна процветать вместе с ними, – говорит француз, который последние четырнадцать лет живет в Сингапуре. – Широкие исследования по всему миру показали, что в городах, где природа интегрирована в стратегию развития, отмечается более высокий уровень качества жизни». Сегодня Фоллейн хочет показать нам парк Бишан-Анг Мо Кио. Он объясняет, что обширные зеленые пространства парка прекрасно демонстрируют преимущества погружения города в природную среду. «Раз за разом этот проект вдохновляет меня в моей собственной работе», – говорит Фоллейн.
The MINI Cooper SE in front of the Hotel Parkroyal Collection Pickering.
Зеленый бунтарь в своей естественной среде обитания: MINI Cooper SE перед отелем Parkroyal Collection Pickering.

Отправляясь в поездку с Фоллейном на электрическом MINI, мы беседуем об истории города-государства. Совершенно очевидно, что связь между людьми и природой заложена в гены Сингапура. Вскоре после того, как Сингапур стал независимой страной в 1965 году, его первый премьер-министр Ли Куан Ю выступил с инициативой превратить Сингапур в «город-сад». Он намеревался поощрять иностранные инвестиции и меры воздействия на климат в тропической стране. Хотя были высажены миллионы деревьев и созданы обширные зеленые зоны, в течение долгого времени динамичный рост Сингапура предусматривал в первую очередь реализацию гигантских строительных проектов и формирование новых районов, некоторые из которых располагались на земле, отвоеванной у моря.

Первая смена парадигмы началась в 1990-х годах, когда идея «города-сада» превратилась в идею «города в саду». Новые небоскребы должны были быть более экологичными. «Живые фасады» все больше характеризовали городской пейзаж, ресурсосберегающая эксплуатация становится обязательной. Также были разбиты новые парки. С 2019 года город использует еще один новый подход. Теперь, когда повышение температуры и изменение климата больше нельзя игнорировать, Сингапур планирует превратиться в «город природы» и стать климатически нейтральным всего через несколько лет. Поэтому в городе разработали и приняли «Зеленый план 2030», в котором определены этапы этого процесса. Они включают в себя высадку еще одного миллиона деревьев, резкое сокращение потребления энергии и воды, а также рекультивацию неиспользуемых земель. Снова вернуть жизнь природе – именно этот принцип характеризует парк Бишан-Анг Мо Кио, один из показательных проектов Сингапура, который был реализован архитекторами Ramboll Studio Dreiseitl, куда Фоллейн сейчас везет нас на MINI.

Addison Goh, Senior Director, Attractions Operations, Sustainability, Technology & Innovation Offices, works for the tourist attraction Gardens by the Bay.
Эддисон Го, старший директор по достопримечательностям, устойчивому развитию, технологиям и инновациям, работает в популярных у туристов Садах у залива. Он и показал нам парк.

САДЫ У ЗАЛИВА – ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧНОГО СИНГАПУРА.

Здесь, среди многоэтажных монолитных зданий с доступными квартирами, уютно расположился зеленый оазис площадью 65 гектаров. Его живительным центром является река. Кажется, что она органично сформировалась с течением времени, но на самом деле это возвращенный в природную среду бетонный ирригационный канал, который был создан десять лет назад для противодействия наводнениям и обеспечения большего биоразнообразия. И действительно, с тех пор, как канал стал частью местной природной среды, здесь поселились многие виды животных и растений. Пурпурная цапля сидит на скале в ожидании добычи, мимо проплывают черепахи. Но самое главное, по словам Фоллейна, это то, что парк стал любимым, живым, омолаживающим местом для живущих рядом людей. Сегодня этот район считается образцовым примером организации жизни рядом с природой в густонаселенном городском районе, что особенно важно для архитектора: «Парк Бишан доказывает, что интеграция природы может повысить качество жизни, обеспечить экологически чистое развитие и всестороннее процветание».

На первый взгляд – банальная фраза, но это совсем не так, если знать, что более пятнадцати миллионов гостей (до пандемии коронавируса) ежегодно приезжают в этот и без того переполненный город с населением шесть миллионов человек. В основном они видят экологические усилия Сингапура на примере Садов у залива, которые являются центром притяжения туристов и одновременно огромной природоохранной лабораторией. Полуостров, на котором расположены Сады, был восстановлен исключительно для создания этой рекреационной зоны. Направляясь туда в MINI, мы уже издалека могли видеть знаменитые достопримечательности – так называемые супердеревья. Эти 18 стальных «деревьев», самые высокие из которых достигают высоты 50 метров, образуют основу парка. По их «стволам» взбираются сотни тысяч растений. Эддисон Го, 46-летний стройный человек с острым взором, выполняющий обязанности директора парка по технологиям и экологии, подводит нас к подвесной тропе, проложенной на высоте 22 метра и соединяющей два супердерева. Отсюда открывается удивительный вид практически на всю территорию парка, включая две охлаждаемые оранжереи, которые возвышаются над парком, как гигантские стеклянные черепахи. «Сады задуманы не только как зона отдыха; они также являются важным элементом экологической стратегии развития Сингапура, – объясняет Го и указывает на зеленые и пурпурные верхушки стальных деревьев. Например, с помощью супердеревьев мы демонстрируем, как умные технологии могут имитировать природу. Некоторые из них оснащены солнечными батареями. У нас также есть установка по производству возобновляемой энергии, используемой для систем охлаждения в оранжереях. Для этого в установке сжигаются опавшие листья и сорняки, собранные как в садах, так и в окрестностях Сингапура».

Вернувшись на твердую землю, мы пробираемся в MINI Cooper SE через городские пробки на наше следующую встречу. В городе довольно оживленно. Это неудивительно, ведь со времени основания Сингапура население страны увеличилось более чем в три раза. Почти все продукты питания, потребляемые населением, приходится импортировать. План на будущее предусматривает, что к 2030 году до 30% потребностей будет покрываться за счет продуктов, выращенных на месте. Но не утопия ли это в городе-государстве, где нет сельскохозяйственных угодий? Бьорн Лоу считает, что нет. Мы встречаемся с 42-летним специалистом на крыше небоскреба отеля рядом с гаванью, где он и его сотрудники организовали ферму. Лоу основал компанию Edible Garden City, занимающуюся городским фермерством, в 2012 году. Сейчас компания работает почти на 300 участках в городе и показывает владельцам ресторанов, гостиниц и местным жителям, как создавать и поддерживать городские сады. Однако урожаи таких ферм в настоящее время настолько малы, что покрывают лишь небольшую часть всех потребностей. Но для Лоу значение имеет не только выращивание продуктов питания, но и соответствующая информированность людей. Прежде он был менеджером по маркетингу в Лондоне. «В какой-то момент я понял, что продаю людям то, чего у них и так достаточно». В то же время он начал интересоваться фермерством. «Я был совершенно очарован этим, потому что как человек, выросший в Сингапуре, я не знал, откуда берется наша еда».

ФЕРМЫ НА КРЫШАХ КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДАХ.

Лоу ходит по ферме на крыше, испытывая чувство, чем-то схожее с благоговением. Он внимательно рассматривает шпинат и зелень, оценивает спелость баклажанов и проверяет автоматическую ирригационную систему, работающую на солнечных батареях. Он говорит, что целью Edible Garden City является получение прибыли, но его личная мотивация выходит за эти рамки, потому что «садоводство также имеет социальную значимость, которой мы хотим придать большую важность». Вот почему помимо этих микроферм Лоу и его команда также содержат небольшую ферму в Квинстауне, где они проводят курсы садоводства для детей дошкольного и школьного возраста. Кроме того, они организуют семинары в многоэтажных жилых комплексах и выращивают овощи вместе с активными пожилыми людьми на общественных землях. Улыбаясь, он вспоминает встречу с одним таким пожилым человеком. «Сначала он не говорил ни слова, но через некоторое время его было уже не узнать, – рассказывает Лоу. – Он так увлекся садоводством, что даже спускался к растениям по ночам, когда не мог заснуть».
A collage consisting of three pictures: on the left the designers Tamir Niv and Gin Lee from GINLEE Studio, in the middle a detail shot of a hand and the MINI’s touch screen operated navigation system, on the right Bjorn Low at one of his rooftop farms.
Дизайнеры Тамир Нив и Джин Ли (слева направо) делают ставку на фасоны и ткани, которые никогда не выйдут из моды. Навигационная система MINI с сенсорным экраном уверенно провела нас через город-государство на встречу с главными героями этой истории. Например, с Бьорном Лоу (справа), который содержит фермы на крышах домов в Сингапуре и учит будущих владельцев микроферм созданию огородов.

Страстная увлеченность своим делом как движущая сила экологических трансформаций. Это относится и к модельерам Джин Ли и Тамиру Нив, которых мы посетили в их светлом и просторном флагманском магазине в торговом центре. В 2011 году сингапурско-израильская пара запустила свой собственный бренд GINLEE Studio, который специализируется на ресурсосберегающей моде и поэтому идеально соответствует сингапурскому видению будущего, по-своему уникальному. «Мы намеренно используем прочные материалы и классические фасоны, которые никогда не выходят из моды, – говорит 44-летняя Джин. – Наши вещи не предназначены для того, чтобы быть выброшенными всего через нескольких месяцев носки». Это предметы «медленной моды». Однако в их идее экологичной моды есть еще один важный элемент – фирменный плиссированный узор, который впечатывается в текстиль с помощью парового пресса. Как это связано с экологией? Все просто: в мастерской флагманского магазина покупатели могут сами участвовать в процессе дизайна и создавать индивидуальные блузки или сумки, выбирая цвет ткани и нанося логотипы. По словам 40-летнего Тамира, за этим кроется важная мысль: «Если вы принимали участие в создании своей одежды, вы будете больше ценить ее и лучше заботиться о ней».

Наша поездка на MINI Cooper SE заканчивается, когда солнце прячется за городской линией Сингапура. Маленький зеленый бунтарь теперь может отдохнуть и пополнить запас энергии в одном из многочисленных городских пунктов зарядки для электромобилей. В городе, который является образцом экологической политики для многих густонаселенных агломераций мира, мы встретили множество интересных людей, демонстрирующих смелые идеи и новаторский дух. Мы поняли, что, хотя забота об экологии и зависит от конкретного места, все же именно живущие там люди решают, какова должна быть их роль и что они должны делать – не только до 2030 года, но и в более отдаленном будущем.

The MINI Cooper SE on the road in Singapore.
Экскурсия по зеленому Сингапуру на MINI Cooper SE цвета Rebel Green. Идеальное соответствие.
Фотография: Мальте Егер, Текст: Рикарда Твеллманн.